В моей жизни есть две Юлии — две мои подруги, две родные души, ставшие мне сестрами. Юлдуз — одна из них. Мы познакомились десять лет назад, с первой секунды став очень близкими — и с каждым годом больше и больше черпаем из нашей дружбы. Я училась у нее сердечности и чуткости — там, где я бы позавидовала, она радовалась счастью других, где я бы осудила, она принимала как есть, где я бы вмешалась, она оберегала внутреннее пространство человека. Прекрасная мама, успешный предприниматель, верный друг — лишь немногое из того, что хочется сказать об этом человеке.
Обо мне
Хотя мой отец имеет дагестанские корни, я считаю себя русской, потому что воспитывалась мамой и бабушкой — к сожалению, сейчас их уж нет. Несмотря на то, что повального православия в нашей семье не наблюдалось, я была крещеной, и моя крестная мама приходит ко мне до сих пор, мы очень дружим.
Лет в четырнадцать я начала интересоваться религией — ходила в церковь, стала читать книги и Библию, но не нашла то, что искала, и духовный рост на этом прекратился. На принятии ислама настоял первый муж. То был очень глубокий момент, когда вслед за имамом я прочитала шахаду. Именно эти слова переворачивают душу, я до сих пор помню это внутреннее переживание; и до сих пор храню платок, в котором я приняла ислам. Помню, как заплакал имам и сказал: «Я завидую этой девочке, потому что жизнь у нее начинается с белого листа». Теперь стараюсь этот белый лист не пачкать, но тогда дальше этого ничего не произошло, хотя мне много нравилось в исламе, например, когда звучал азан, наступало такое состояние, что мурашки по коже бегали. Когда начались семейные проблемы, и дело дошло до развода, я надела косынку и стала читать молитвы, потому что это давало мне успокоение. И свадьба, и развод принесли мне большую духовную пользу.
Потом я встретила своего второго супруга и снова вышла замуж. Как-то я шла в больницу на очередное лечение из-за проблем с зачатием малышни, было холодно, и я надела платок как хиджаб. На улице встретилась девочка, тоже в хиджабе. Я шла, смотрела на нее и улыбалась, что я такая же, и она сказала: «Ассаляму алейкум!» И почему-то в этот момент я решила, что все — это мое: моя одежда и мое решение. С тех пор я всегда ношу хиджаб, это дает мне ощущение цельности и защищенности.
Мастерская «Счастливые буквы»
После родов я оставила деятельность дизайнера и стала работать мамой сначала одной дочки, а потом — двоих. Но однажды поняла, что этот «день сурка» — горшки, памперсы, каши, горшки, памперсы, каши — надо разбавить чем-то деятельным. Моя мастерская появилась случайно. Поскольку я неплохо рисую, подруга попросила на свадьбу сестры сделать буковки из пластика, фотографию которых я потом выставила в «Инстаграме». А дальше — кто-то попросил имя, кто-то — монограмму на свадьбу, и постепенно я начала свой бизнес. Я умею рисовать, знаю особенности оборудования, какой использовать ПВХ и какое дерево, как их обрабатывать. Учась на своих ошибках, получилось создать свою компанию. Муж, конечно, смеялся, говорил, что это ерунда и никому не нужно. Но постепенно мы выросли до мастерской, где я сама себе директор, есть и незаменимая помощница — она и в работе помогает, и периодически за детками приглядывает. Весь бизнес был построен в «Ватсапе» и «Инстаграме», где раньше было 400 друзей, а сейчас их число выросло до 11 тысяч. Никогда и нигде я себя не рекламировала, много людей приходит из социальных сетей или через «цыганскую почту», через знакомых, — у нас в Дагестане это очень распространено.
Духовный путь
Самую большую духовную помощь, конечно же, я получаю от молитвы. Если вовремя не прочитаю намаз, внутри ощущаю такое состояние, как будто бы что-то забыла. А когда вовремя делаю, чувствую себя очень хорошо, внутри такая благодать, как будто я под защитой.
К сожалению, у многих стереотипное мышление относительно женщины в исламе, что они забиты и глупы, потому что на них надели платок и закрыли дома с кастрюльками. Несомненно, такие девушки присутствуют, которым этого достаточно. Но есть и очень умные и начитанные этнические мусульманки. Они выросли в этой традиции, благодаря ей получают знания, становятся писателями, врачами, учителями.
Лично у меня очень сильно изменились взаимоотношения с родителями — они были не очень «за» мой переход в ислам, но я старалась, чтобы наши отношения перешли на какую-то другую ступень. Учитывая мой предыдущий неудачный брак, большой вклад внес мой второй муж, с большим уважением и почтением относившийся к моей матери. На Кавказе в принципе вся жизнь вертится вокруг семьи, тухума, очень многое делается для поддержки родственных связей, с малого возраста детям прививаются традиция уважения к старшим. Например, им нельзя садиться за стол, если есть гости — они должны быть накормлены вне детского шума, про родителей говорят только хорошее, и дети обязательно помогают по дому и даже в более серьезных делах.
У нас говорят: «Ребенка надо воспитывать, пока он маленький, а теленка — пока на привязи». Воспитанием сыновей занимаются отцы, мальчику обязательно нужен папа, а девочке — мама. Хотя девочки тоже сильно привязаны к отцу, поэтому никогда нельзя разрывать отношения между мужем и детьми, даже если семья распадается.
Благодаря духовной практике я научилась ценить малое — если есть еда, дети и дом и нет войны — это уже большая удача. Меня делают счастливой простые вещи — отрывать бирки от новой детской одежды, гулять на берегу моря, смотреть на волны, есть вкусную еду, получать фотографии и письма от моих клиенток, которые остались довольны моей работой.
Отношения между мужчиной и женщиной
По мере возможности, я стараюсь приблизиться к образу женщине в исламе, но, конечно, очень сложно быть такой. Прежде всего, пытаюсь быть добрым, отзывчивым и честным человеком и в отношениях, и в дружбе. Учусь хорошему у других людей, например, моя золовка мудрее меня в плане семьи, она — настоящая женщина. Она может промолчать там, где я бы что-нибудь, да сказала — хотела бы я иметь такое терпение, как у нее. Я стараюсь быть феей-волшебницей для своих дочерей, чтобы их жизнь была интересной и разнообразной, строю отношения со своим мужем — и это невозможно когда-нибудь завершить, пока есть семья, в нее необходимо вкладываться. Из-за своих русских корней я веду себя не совсем по-дагестански, например, я не люблю убираться и готовить, мне легче что-то нарисовать и заработать на домоработницу. А в других дагестанских семьях чаще всего все наоборот: женщинам легче заниматься домашними делами, нежели чем работать.
Я привыкла к свободной жизни — зарабатывала сама как до замужества, так и сейчас. Благодаря этому я могу делать то, что мне нравится, у меня есть возможность больше дать детям. Это было особенно важно, когда у мужа были финансовые трудности. В наше время женщине полезно уметь быть независимой, получить хорошее образование, ведь мужчины далеко не всегда похожи на Пророка и его сподвижников и соблюдают правила шариата и выполняют свои обязанности перед женой и детьми — очень часто бывает так, что сначала — друзья-работа, а семья — как получится.
Когда мужчина заботится о семье, это огромное счастье для женщины. Я знаю несколько таких примеров, когда мужья никогда не злословят, проявляют уважение и внимание к жене и детям, ставят семью на важное место в своей жизни, например, планирует свой день таким образом, чтобы сначала отвезти детей в садик, а уже затем ехать на работу.
Кавказские рецепты красоты и здоровья
У нас очень популярна абрикосовая кашка — ее достаточно просто готовить из свежих абрикосов или кураги. Ее очень полезно есть сразу же после родов, так как она обладает кровоостанавливающим эффектов и способствует сокращению матки — мне такую подруга приносила прямо в роддом. Также она называется «птичкина каша» или «птичкин завтрак», в большинстве селений свекровь ее приносит невесткам после первой брачной ночи. Также женщины для красоты у нас используют абрикосовую диету: едят абрикосы для похудения.
Для улучшения лактации женщины пьют калмыцкий чай — он готовится с молоком, солью и специальным набором трав. Море и морская вода, конечно, не в пределах города, а где-нибудь за городом тоже чудесно влияет на красоту.
Любимые места
В Дагестане я бы рекомендовала посетить специально оборудованные для гостей загородные пляжи, с отдельными домиками-бунгало и лежаками. Красиво, чудесно, хороший сервис, также на побережье очень много отелей. Интересно съездить в горы, чтобы посмотреть национальную самобытную культуру. Есть специальные гиды, которые показывают высокогорные села, также есть маршруты по старой Махачкале, которую не знают даже многие махачкалинцы. Например, около вокзала находятся очень красивые старинные дома с интересной историей, постройки 1903—1913 годов. Интересные экскурсии проводит гид Яна Мартиросова, она знает о Дагестане больше, чем многие старожилы.
В Москве недавно открылась компания «Даг-фуд» — качественные дагестанские продукты с небольшой наценкой и современной красивой упаковкой.
Я бы очень хотела попутешествовать по Востоку: в Турцию, Эмираты, Египет и естественно, в хадж в Саудовскую Аравию. И в Сирию, но сейчас там военные действия. В каждой их этих стран есть много зияратов, священных для мусульман мест.
Сайт aliflailavalaila.ru не осуществляет миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.
авторизуйтесь